Оптометрия как область развития государственно-частного партнерства в здравоохранении. Сборник «Организация лечебно-профилактической помощи населению и вызовы глобализации (материалы международной научно-практической конференции)», Москва, 2012
Нисан Б.А.
Департамент здравоохранения города Москвы
Аннотация. Показано, что законодательство по государственно-частному партнерству принимает общую регламентирующую форму или смещается в область узкого отраслевого законодательства. Сфера здравоохранения также относится к такому роду отраслевой компетенции.
Ключевые слова: здравоохранение, государственно-частное партнерство, правовое регулирование.
THE ORGANIZATIONAL CHARACTERISITCS
OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
IN HEALTH CARE OF RUSSIA
Nisan B.A.
Abstract. It is demonstrated that public-private partnership legislation acts as a common regulation tool or shifts to the area of particular sectoral legislation. The public health refers to this kind of sectoral competence.
Keywords: public health, public-private partnership, legal regulation.
Основная задача и цель законодательства, охватывающего государственно-частное партнерство в здравоохранении (ГЧП), — распределение новых прав и полномочий различным административным уровням для использования новых форм партнерства государства с частным сектором, которые выходят за привычные рамки организации смешанных предприятий. Законодательство по государственно-частному партнерству чаще всего принимает общую регламентирующую форму или смещается в область узкого отраслевого законодательства (строительство, развитие инфраструктуры на территории и т. п.). Сфера здравоохранения также относится к такому роду отраслевой компетенции.
В правовом регулировании государственно-частного партнерства в области охраны здоровья населения необходима и четко прописанная юридическая позиция относительно собственности, налогообложения, регулирования конфликтов интересов для принятия государственным и частным секторами обоснованных решений о партнерстве, принятия обязательств и возможных политических, экономических, финансовых и иных рисков. Это одна из важных предпосылок активного привлечения именно частного сектора к участию в таком партнерстве. Для отечественного здравоохранения это имеет свое особое значение, поскольку государственно-частное партнерство как перспективный социально-экономический институт получает поддержку на уровне государственной власти.
Эффективность и результативность конкретного проекта государственно-частного партнерства в здравоохранении определяется уровнем его подготовленности для реализации. В этом отношении научный и научно-практический интерес представляют модельные разработки [1], которые имеют хороший потенциал для адаптации к организационным особенностям проблематики здравоохранения.
Соответствие организационной структуры проекта ГЧП отраслевым и местным условиям. Ключевое внимание уделяется адаптации организации государственно-частного партнерства к территориальным и временным условиям.
Взаимосвязь и совместимость целей проекта ГЧП. Акцент делается на достижении понимания партнерами стратегических и тактических целей проекта, что предусматривает предварительное обсуждение этих позиций между государственным и частным сектором для снятия противоречий и достижения консенсуса, необходимого для успешности проекта.
Выбор партнеров из частного сектора. Ключевой момент — поощрение частных партнеров через предложение конкретно сформулированных задач к заявлению своих «сильных» профессиональных возможностей для включения в предлагаемую модель сотрудничества и определения диапазона конкретной деятельности.
Организация управленческого контроля проекта ГЧП и формирование положительного отношения к нему у местного населения. Основное направление — продуманная социально-политическая и экономическая презентация проекта ГЧП на территории для обеспечения конечного его принятия всеми участвующими субъектами и гражданами. Необходимо продемонстрировать, в каких именно секторах проект ГЧП приведет к росту эффективности и улучшению качества той или иной услуги.
Тщательное формирование договора по конкретному проекту ГЧП. Определяются характеристики и условия выполнения проекта, обязанности партнеров, механизмы регулирования возможных противоречий интересов при реализации мероприятий, включая согласование вопросов разделения прибыли между государством и частным сектором. Важное условие — договор о ГЧП должен обладать определенной организационной гибкостью для оперативного внесения возможных обоюдно выгодных инновационных изменений.
Доверительность отношений между государственными и частными участниками проекта ГЧП. Сформированные доверительные отношения между партнерами являются обязательным условием результативности проекта, поскольку вступление в долгосрочные договорные отношения ГЧП объективно привносит определенные финансовые риски для участников.
Обеспечение компетентности (подготовленности) участников проекта ГЧП. Государственным учреждениям и представителям частного сектора необходимо обладать политической, экономической и социальной компетентностью для понимания положительных и потенциально отрицательных результатов реализации проекта ГЧП для всех его участников. Чем сильнее взаимозависимость на основе понимания между государственным и частным партнером, тем эффективнее и результативнее отдача от проекта ГЧП.
Приоритетность государственного сектора в проекте ГЧП. Проект разрабатывается с учетом сохранения приоритетности государственного сектора в решении задач в соответствии с условиями действующего законодательства. ГЧП не должно приводить к социальным, экономическим, финансовым, материально-техническим и иным потерям государственного сектора. Приоритетность государственного партнера в проекте ГЧП необходима для развития территории, ее инфраструктуры и различных служб, включая организацию лечебно-профилактической помощи как части федеральной, региональной или местной политики здравоохранения.
Использование государственного финансирования для широкого привлечения частного капитала в проект ГЧП. Проект, финансируемый даже исключительно за счет частных инвестиций, все равно потребует дополнительного финансирования со стороны государственного сектора. Как правило, доля государственных средств, выделенных проекту ГЧП, обратно пропорциональна покупательской способности потенциальных пользователей «конечного продукта». Поэтому проекты ГЧП в здравоохранении России требуют относительно больших капиталовложений со стороны государственных участников. При этом государственное финансирование государственно-частного партнерства используется как инструмент активного привлечения более существенных ресурсов частного капитала, например через предоставление государственных гарантий по конкретным ссудам, требуемым для инвестиций, финансирования экспертиз по оценке реализуемости проекта ГЧП.
Литература- 1. Лихачев В., Азанов М. Практический анализ современных механизмов государственно-частного партнерства, или Как реализовать ГЧП в России и зарубежных странах // Государственно-частное партнерство в зарубежных странах. — М.: Финансы. Экономика. Безопасность, 2009. — С. 7–49.