ПУБЛИКАЦИИ
ГАЛЕРЕЯ
ПРЕССА
БИОГРАФИЯ

Государственно-частное партнерство как инновационный компонент здравоохранения. Сборник «Организация лечебно-профилактической помощи населению и вызовы глобализации (материалы международной научно-практической конференции)», Москва, 2012

Нисан Б.А.
Департамент здравоохранения города Москвы
Аннотация. В России доля частной системы в отечественном здравоохранении постепенно расширяется, что вносит в организацию лечебно-профилактической помощи новые особенности. При этом начинают проявляться проблемы, ранее не характерные для российского здравоохранения и требующие инновационного подхода. Одна из них — государственно-частное партнерство.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, здравоохранение, инновационный подход.

THE PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS AN INNOVATIVE COMPONENT OF PUBLIC HEALTH

Nisan B.A.

Abstract. In Russia, the percentage of private medicine in public health system increases and inputs its singularity into organization of medical care. The new issues occur and demand the application of innovative approaches. One of these approaches is the public-private partnership.
Keywords: public-private partnership, public health, innovative approach.
В современной России доля частной системы в отечественном здравоохранении постепенно расширяется, что вносит в организацию лечебно-профилактической помощи новые особенности. При этом начинают проявляться проблемы, ранее не характерные для российского здравоохранения. Одна из них — государственно-частное партнерство (ГЧП), которое существует в РФ с середины 1990-х годов.
Принципы государственно-частного партнерства могут успешно реализовываться в любой сфере, где совпадают и объединяются интересы бизнеса и государства. Одна из таких сфер — здравоохранение. Государство заинтересовано в улучшении качества медицинской помощи, а бизнес может выгодно вложить средства, одновременно решая значимые для общества медико-социальные задачи.
С помощью ГЧП можно добиться положительных результатов, например, в профилактике и лечении заболеваний. Прежде всего за счет одновременного привлечения ресурсов многих участников, что позволяет усилить государственные программы здравоохранения за счет объединения средств и усилий правительственных структур, представителей частного сектора, СМИ, благотворительных организаций и частных лиц в сфере общественного здоровья.
Государственно-частное партнерство не является панацеей от всех проблем здравоохранения, но, учитывая определенные условия, использование этого механизма может эффективно решать отдельные вопросы охраны здоровья населения. К этим условиям относятся:
1. Проблема здравоохранения является комплексной и требует разностороннего подхода, к примеру, не только проведения информационной кампании, но и создания ресурсной базы, инфраструктуры, обучения персонала, лекарственного обеспечения и т. п.
2. Государственные структуры не имеют возможности самостоятельно реализовывать крупномасштабные инфраструктурные проекты, обеспечивать качество услуг, своевременно осуществлять качественные изменения в сфере обеспечения здоровья населения.
3. Кризисные явления в обществе требуют оперативного совместного участия многих людей и организаций.
4. В различных сферах рынка здравоохранения независимо друг от друга используются сходные модели оказания услуг.
5. Только структуры гражданского общества обладают достаточным кредитом доверия, позволяющим убедить население в том, что бизнес и государство действуют в общественных интересах [1].
Для обеспечения работоспособности ГЧП партнерство должно действовать в соответствии с национальными приоритетами в сфере здравоохранения, дополняя, а не дублируя государственные инициативы. Все партнеры согласны вносить свой вклад в достижение общих целей и решение общих задач, несмотря на их различие. Партнеры заинтересованы вносить соответствующий вклад, совместно нести ответственность за риски и содействовать процессу принятия решений. Лишь в этом случае существование партнерства не является формальностью и обеспечивает вклад в улучшение здоровья населения. Партнеры вовлекаются на основе их заинтересованности в долгосрочных отношениях, уровня знаний и опыта, а источники финансирования определены на долгосрочную перспективу. Важно организовать эффективное управление с целью снижения операционных издержек межсекторных отношений в здравоохранении и обеспечение непрерывности процесса сотрудничества [2].
Государственно-частное партнерство не может быть эффективным без прямой заинтересованности государственной власти, которая необходима для обеспечения общего стратегического управления и распределения ресурсов в сфере здравоохранения. В здравоохранении спектр регулирующих мер государства в силу социальной значимости отрасли объективно должен быть значительно шире, чем в других секторах экономики. Соответственно, бизнес-партнеров может беспокоить усиление роли государства в сфере делового предпринимательства в здравоохранении.
Опыт, накопленный в зарубежных странах, свидетельствует о более низкой эффективности частных медицинских организаций по сравнению с государственными лечебными учреждениями. Расширение государственно-частного партнерства в здравоохранении неизбежно в силу таких процессов, как «разгосударствление», аутсорсинг, необходимость разгрузки бюджета, неизбежность корректировки предоставления медицинских услуг населению. На этапе структурных преобразований здравоохранения государственным ЛПУ выгодно включение в государственно-частное партнерство, которое содействует эффективной реализации программ модернизации отрасли с наименьшими потерями и издержками [3].
Литература
  1. Иванов О., Крекотнев С. Государственно-частное партнерство в реализации национальных проектов и программ // Проблемы теории и практики управления. — 2006. — № 9. — С. 19–27.
  2. Мадьянова В.В., Попова Я.В. Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения на примере города Москвы // Экономика здравоохранения. — № 3–4. — 2011. — С. 40–44.
  3. Михеев В.А. Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных национальных проектов // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. — Вып. 2. — М., 2007. — С. 494–498.