ПУБЛИКАЦИИ
ГАЛЕРЕЯ
ПРЕССА
БИОГРАФИЯ

Дети и контактные линзы. Журнал «Веко», № 6,

Санкт-Петербург, 2005



Не так давно в одной утренней передаче петербургского телевидения ведущие брали интервью у приглашенного в студию врача-офтальмолога. Во время беседы речь зашла о детях и очках. Ведущие подняли такой вопрос: что делать близорукому ребенку, которому вроде бы и требуются очки, но одноклассники над ним смеются, обзывают «очкариком»? Что может посоветовать специалист? Врач немного смутилась и ответила, что если очки требуются, то родители могут объяснить ребенку, почему их необходимо носить. Жаль, что в этом разговоре были забыты контактные линзы — ведь многим детям они могли бы помочь. Поскольку вопрос контактной коррекции зрения у детей является в наши дни очень актуальным, журнал «Веко» решил не оставаться в стороне от этой проблемы и предложить вашему вниманию мнение на эту тему доцента кафедры офтальмологии ПФ РГМУ Минздрава Р Ф, действительного члена IACLE, действительного члена Европейской Академии Естественных Наук, члена Американской Академии Офтальмологии, кандидата медицинских наук Беллы Александровны НИСАН и консультанта по профессиональным вопросам компании «ГрандЛенз» доктора медицинских наук Нины Леодоровны ПЛЫГУНОВОЙ.

Преимущества контактной коррекции

Если говорить о качестве коррекции зрения, то, пожалуй, контактную коррекцию зрения можно считать одним из наиболее эффективных методов. Контактная линза, находясь непосредственно на глазу, создает с ним единую оптическую систему, исключая ограничение полей зрения и оптические искажения предметов при взгляде вбок и практически не изменяя величину изображения. Кроме того, линзы позволяют избежать таких известных проблем «очкариков», как запотевание стекол, давление очков на нос и уши, и не влияют на внешний вид пациента.

Еще в конце 1990-х годов единственно доступным для большинства российских врачей методом коррекции близорукости у детей и подростков были очки. На вопрос, что делать, если ребенок стесняется очков и из-за этого отказывается их носить, врачи разводили руками и призывали родителей быть строже со своими детьми. Появление на российском рынке высококачественных мягких контактных линз (МКЛ), в частности линз плановой замены, линз с очень высоким коэффициентом кислородопроницаемости (Dk/L), расширило возможности детских офтальмологов. Появление же более совершенных средств для ухода за контактными линзами, упростивших обращение с ними, сделало контактную коррекцию лучшим выходом для детей и подростков, имеющих проблемы со зрением.

Контактные линзы показаны детям и подросткам при различных нарушениях рефракции, амблиопии, афакии (отсутствие хрусталика), а также в случаях, когда очковая коррекция не дает ожидаемых результатов.

Оптимальный возраст детей для коррекции рефракционных нарушений контактными линзами — 6−7 лет. Пациент, выбирающий контактную коррекцию для исправления аномалий рефракции, должен уметь самостоятельно ухаживать за своими линзами, назначая же контактные линзы детям младше этого возраста, мы, врачи-контактологи, в обязательном порядке должны обучать уходу за линзами их родителей. Впрочем, сегодняшние дети довольно часто бывают не по возрасту разумны, и даже шестилетки могут относиться к контактным линзам и уходу за ними очень ответственно, тогда как подростки, наоборот, менее добросовестно. К сожалению, довольно сложно дать четкое определение тому, что есть «успешная адаптация детей к контактным линзам». Однако, как ни парадоксально это звучит, чаще всего бурная непосредственная реакция ребенка на возможный дискомфорт помогает нам определить, насколько успешно в данном случае ношение МКЛ.

Контактные линзы — оптимальный метод коррекции для детей, ведущих активный образ жизни, занимающихся различными видами спорта. Очки значительно уменьшают периферическое поле зрения, затрудняя пространственную ориентацию, поэтому они не подходят для занятий подвижными и командными видами спорта, таким как спортивная и художественная гимнастика (в этих случаях очкам просто трудно удержаться на переносице), хоккей (здесь очки несовместимы еще и с защитным шлемом), футбол. Во время игр на детских площадках очки могут запылиться, запотеть и даже привести к травме лица. Как правило, главной причиной, по которой родители с детьми часто посещают врача-офтальмолога, является потеря, поломка или деформация очков. Кроме того, нередко мягкие контактные линзы являются не только единственно возможным средством коррекции нарушений зрения детей, но и средством экономии финансов родителей.

Немаловажно и то, что ношение очков, особенно с «сильными» стеклами, невыгодно выделяет ребенка среди сверстников, делая его уязвимым и порождая комплексы. И именно его мотивации являются определяющими при выборе контактных линз как метода коррекции зрения. Также следует учитывать и возможно уже имеющийся опыт ношения линз у родителей. Если планируется, что ребенок будет носить линзы только во время спортивных тренировок и активного отдыха, стоит выбрать именно мягкие контактные линзы, причем лучше однодневные, поскольку в этом случае исключается проблема ухода за линзами, да и период адаптации к ним минимален. К слову, жесткие контактные линзы требуют индивидуального подбора и изготовления; при занятиях спортом эти линзы, в отличие от МКЛ, легко поцарапать, расколоть или вообще потерять — ведь глаза ребенка находятся в постоянном движении, а в таких условиях особенно трудно сохранить стабильное положение линз на глазу.

Особенность детских глаз — более низкая чувствительность роговицы, нежели у взрослых. Поэтому ребенку лучше подбирать линзы с высоким коэффициентом кислородопроницаемости (Dk/L). Дневной режим ношения контактных линз является предпочтительным для детей всех возрастов, поскольку при нем риск травмировать глаза или получить какое-либо осложнение из-за неправильного ношения гораздо меньше. Регулярное надевание и снятие контактных линз — вполне доступные для ребенка действия. Имея даже небольшую практику, он способен самостоятельно проделывать это, не прибегая к помощи взрослых.

Показания к назначению

Контактные линзы назначаются детям в следующих случаях:

Близорукость (миопия). Результаты многих исследований показали, что ношение как мягких, так и жестких газопроницаемых контактных линз способствует замедлению прогрессирования близорукости, а в некоторых случаях даже ее стабилизации. Однодневные мягкие контактные линзы и линзы пролонгированного ношения доступны для коррекции практически любых степеней близорукости.

Дальнозоркость (гиперметропия). Коррекция гиперметропии высоких степеней контактными линзами — не только более эстетичный вид коррекции, но и более физиологичный. В контактных линзах ребенок видит предметы реальных размеров и воспринимает их на том расстоянии, на котором они реально находятся, в отличие от очковой коррекции, которая увеличивает и приближает предметы (а это негативно влияет на психику ребенка и повышает опасность уличного травматизма). Для детей с гиперметропией возможен выбор жестких газопроницаемых и мягких контактных линз, однако линзы однодневного ношения и из силикон-гидрогеля детям, у которых гиперметропия превышает +6,0 дптр, недоступны.

Астигматизм — одна из частых причин низкой остроты зрения у детей дошкольного возраста. Это аномалия оптической системы глаза, при которой в двух взаимно перпендикулярных меридианах глаз имеет разную преломляющую силу. Сложнее всего корригируется смешанный астигматизм, когда в глазу в двух взаимно перпендикулярных меридианах сочетаются две разные рефракции: миопия и гиперметропия. Кроме того, что астигматизм снижает остроту зрения, он иногда приводит к развитию косоглазия и амблиопии и может явиться причиной недомоганий ребенка. Наличие астигматизма, составляющего более 2 дптр, непереносимость жестких контактных линз и наличие хрусталикового астигматизма являются прямыми показаниями к применению мягких торических контактных линз. Появление, в частности, мягких торических линз класса «Biomedics Toric», подбор которых возможен эмпирическим методом, расширило возможности врачей и упростило процесс заказа линз, сделав их более доступными широкому кругу детей. Коррекция роговичного астигматизма у детей возможна и жесткими газопроницаемыми контактными линзами, однако вследствие хронического травмирования верхнего века линзой может развиться птоз верхнего века, а кроме того, под жесткую линзу может попасть инородное тело и вызвать травму эпителия роговицы. Все это делает более предпочтительным применение у детей именно мягких контактных линз.

Анизометропия — состояние, при котором рефракция правого и левого глаз различна. Анизометропия небольшой степени (до 1,5−2,0 дптр) достаточно легко переносится и корригируется очками. В случаях разницы рефракций в более чем 3,0 дптр ребенок пользуется лучшим — доминантным — глазом, а изображение от хуже видящего глаза подавляется мозгом, и этот глаз не участвует в формировании зрительного образа. Врожденная анизометропия, как правило, является одной из причин развития амблиопии. Высокая анизометропия является прямым показанием к подбору контактных линз.

Амблиопия (ленивый глаз). Как правило, дети школьного возраста с амблиопией с трудом соглашаются выполнять одну из главных рекомендаций врача — закрывать окклюдером или заклеивать лейкопластырем лучше видящий глаз. Причиной тому является элементарное неудобство и неэстетичный внешний вид. В этом случае, как альтернатива заклейкам, ребенку может быть успешно проведена пенализация с помощью мягких контактных линз. Пенализация (от фр. penalite — наказание, штраф), или искусственное ухудшение (затуманивание) зрения лучше видящего глаза с помощью коррекции, — один из эффективных методов лечения амблиопии.

Амблиопия чаще встречается у детей с гиперметропией, поэтому, как правило, корригировать необходимо оба глаза. Сила контактной линзы, с помощью которой затуманивается лучше видящий глаз, должна быть значительно больше, чем его рефракция. При использовании МКЛ для проведения пенализации у врача более широкие возможности, чем при назначении очковой коррекции. Разница в оптической силе линз будет легко переноситься ребенком. Единственно, к чему он должен привыкнуть, — смотреть хуже видящим глазом. Возможность подглядывать лучше видящим глазом из-под контактной линзы, как это делают дети в очках, полностью исключается.

Афакия. Оптимальной коррекцией зрения для детей после удаления как врожденной, так и травматической катаракты на сегодняшний день является контактная коррекция. При односторонней афакии коррекция очками просто невозможна. Во-первых, из-за того что у ребенка имеется очень большая разница в рефракции между глазами и в рефракции стекол очков, соответственно, и разница в весе стекол очень велика, а значит, одно стекло тяжелее, и поэтому очки на лице постоянно будут перекошены. Кроме того, ношение очков при односторонней афакии является причиной анизейконии — состояния, при котором изображение одного и того же предмета воспринимается по величине каждым глазом по-разному. Зрение детей с двусторонней афакией теоретически может быть корригировано «плюсовыми» очками, как и при гиперметропии. Однако при этом очки в еще большей степени будут увеличивать и приближать предметы, значительно ограничивая боковое поле зрения и способствуя развитию у ребенка комплекса неполноценности. При удалении врожденной катаракты детям может быть имплантирована интраокулярная линза (ИОЛ), однако вопрос применения данного метода коррекции у детей до сих пор остается спорным. Принимая решение в пользу того или иного метода коррекции, родители должны четко представлять себе преимущества и недостатки каждого из них, причем информированность родителей полностью зависит от врача.

Побор линз врачом

Существует восемь основных этапов подбора контактных линз детям и подросткам:

1. Осмотр на щелевой лампе;

2. Определение параметров глаза для подбора пробной контактной линзы (определение диаметра роговицы и выбор диаметра контактной линзы; определение радиуса кривизны роговицы на кератометре и выбор базовой кривизны контактной линзы);

3. Определение клинической рефракции глаз для выбора оптической силы контактной линзы;

4. Проведение офтальмоскопии — выявление неоптических причин низкого зрения;

5. Примерка контактной линзы и оценка положения линзы на глазу, подвижности линзы (подвижность линзы у детей должна быть несколько меньше, чем у взрослых), определение остроты зрения;

6. Уточнение конечной оптической силы линзы после определения остаточной рефракции на глазу с контактной линзой;

7. Окончательный выбор контактной линзы. Для того чтобы убедиться в правильности выбора типа линзы, необходимо примерить несколько линз различных дизайнов и выбрать среди них ту, с помощью которой получены оптимальные центровка и подвижность и максимальные острота зрения и комфортность. Мягкая контактная линза должна прилегать к роговице у ребенка плотнее, чем у взрослого, во избежание ее выпадения из глаза и потери;

8. Инструктирование детей и их родителей по ношению контактных линз и уходу за ними. Врач обязательно должен убедиться в том, что при необходимости родители сумеют снять линзу с глаза ребенка.

И наконец, врачу необходимо:

1. Иметь полный контакт с родителями. Родители должны четко понимать объективную необходимость контактных линз для их ребенка, они должны быть в курсе всех положительных и отрицательных сторон контактной коррекции;

2. Обучить родителей надевать линзы вместе с ребенком, чтобы в случае необходимости они смогли помочь ему надеть или снять линзу;

3. Проинструктировать родителей, как очищать и хранить контактные линзы. Очень важна простота, действенность и безопасность средств для ухода за контактными линзами, предпочтение должно отдаваться многофункциональным растворам;

4. Проводить очередную замену линз с обязательным контролем остроты зрения, каждый раз проверять посадку новых линз. Контролировать правильность эксплуатации, очищения и хранения контактные линзы и проверять, что они не вызывают никаких нежелательных проявлений.

Надеемся, что данный материал будет полезным в вашей работе, и среди ваших пациентов появятся и дети, стесняющиеся носить очки.