ПУБЛИКАЦИИ
ГАЛЕРЕЯ
ПРЕССА
БИОГРАФИЯ

Организация медико-социальной помощи в системе здравоохранения города Владивостока. Сборник «Организация лечебно-профилактической помощи населению и вызовы глобализации (материалы международной научно-практической конференции)», Москва, 2012



ПАЦИЕНТ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ГЛОБАЛИЗОВАННЫЙ МИРЖиляева Е.П., Нисан Б. А., Заика Н.М.
Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, Москва
Департамент здравоохранения города Москвы, Москва
Аннотация. Показаны основные черты пациента эпохи глобализации: его широкие информационные возможности в области здравоохранения и своих прав, развитие медицинского туризма в мире и связанные с ним проблемы, рост требовательности пациентов к качеству медицинских услуг.
Ключевые слова: современный пациент, глобализация и информатизация здравоохранения, медицинский туризм.

PATIENT, HEALTH AND GLOBALIZED WORLD

Zhilyaeva E.P., Nisan B.A., Zaika N.M.

Abstract. The article shows basic features of the patient of the age of globalization: its extensive information capabilities in field of health care and rights, the development of medical tourism in the world and related problems, rising demands of patient for quality care.
Keywords: modern patient, globalization and informatization of health care, medical tourism.
Особенностью современного здравоохранения является его центрированность на пациенте, нацеленность на более полное и качественное удовлетворение его потребностей, не только медицинских, но и социальных, психических, духовных, имеющих большое значение для состояния здоровья человека в любом возрасте и на любом этапе его жизни — от раннего детства до глубокой старости. Состав пациентов, которым оказывается медицинская помощь, его демографические, социальные, этнические и другие черты определяют требования к медицинскому и вспомогательному персоналу служб здравоохранения, к содержанию и уровню его профессиональной подготовки, его взглядам, этическим принципам, общей культуре поведения, коммуникабельности.
Эти требования имеют определяющее значение для разработки эффективных программ медицинских образовательных учреждений и для планирования и организации работы органов и служб здравоохранения на любом уровне — от международного до местного. Этим определяются материальные и технические потребности служб здравоохранения и основные пути их удовлетворения.
Каждая историческая эпоха привносит в общественную жизнь множество экономических, политических, технологических и иных новшеств, которые определяют потребности и возможности, ценности и взгляды, образ жизни и привычки людей. Это проявляется и в их отношении к своему здоровью и к заботе о нем, влияет на их доверие поставщикам медицинской помощи и научным достижениям медицины, на частоту, формы, причины и цели обращения людей в службы здравоохранения. Таким образом, формируется тип пациента, свойственный данной эпохе и отражающий наиболее характерные для нее черты.
Период нарастающей глобализации, который мы переживаем в настоящее время, не мог не отразиться на современном пациенте самым существенным образом. Прежде всего, следует отметить, что пациент эпохи растущей глобализации получил в свое распоряжение электронные средства информации, которые значительно расширили его возможности для информированного выбора поставщиков медицинской помощи и для непосредственного контакта с ними [2]. Он больше не связан государственными границами и расстояниями, не ограничен рамками своего отечественного здравоохранения и волен обращаться за необходимой медицинской помощью в клиники и к лучшим специалистам различных государств. При этом в наше время пациент может пользоваться услугами не только реальных, но и виртуальных поставщиков медицинской помощи, в том числе из зарубежных стран.
Выбор поставщика может быть осуществлен самостоятельно или при посредстве информационных сайтов и организаций. Одна из таких крупных информационных организаций, функционирующих в США, носит выразительное название «Пациенты без границ». Она собирает, анализирует и публикует данные о медицинском туризме с целью оказывать помощь в выборе стран и лечебных учреждений лицам, желающим получить медицинские услуги за рубежом. Для сбора такой информации она поддерживает контакты с министерствами здравоохранения и туризма многих стран.
По данным организации «Пациенты без границ», только в 2011 г. порядка 550 тысяч американцев выезжало за границу для получения медицинских услуг, в основном в области косметической хирургии, снижения веса хирургическим путем, ортопедии, поправки репродуктивного здоровья [4]. При этом одной из важных причин для лечения за границей служило стремление сэкономить финансовые средства, поскольку многие медицинские процедуры в принимающих странах стоят намного дешевле, чем в США.
В то же время в клиники США также приезжают лечиться иностранцы. Так, например, в 2008 г. жители других стран составляли 2% от пользователей больничными услугами в США [3]. Они приезжали из государств Среднего Востока, Южной Америки и из Канады. Одни — за услугами, которые не может дать им отечественная система здравоохранения, другие — чтобы сократить время ожидания медицинских услуг.
В десятку стран, которые принимают наибольшее количество пациентов из-за рубежа, входят Бразилия, Индия, Республика Корея, Коста-Рика, Малайзия, Мексика, Сингапур, Тайвань, Таиланд и Турция. Все больше привлекают внимание зарубежных пациентов Китай, ОАЭ и США [4]. По имеющимся данным, рынок медицинского туризма в мировых масштабах возрастает ежегодно на 25−35% [4].
Как показывают приведенные выше данные о масштабах медицинского туризма, современный контингент пациентов больниц и врачей составляет довольно пеструю картину по своему этническому составу, что создает определенные языковые и прочие проблемы, для решения которых необходима готовность здравоохранения. Одна из таких важных проблем состоит, например, в том, что возможные скопления в одной и той же больнице какого-то государства жителей из разных стран и разных географических зон могут содержать в себе носителей возбудителей каких-то заболеваний, которые не встречаются в зонах, откуда прибыли другие пациенты, и это создает для последних риск заражения. Все предусмотреть в этом случае весьма сложно. И для обеспечения безопасности пациентов в условиях медицинского туризма нужны усиленные меры.
Кроме указанного выше, у пациента эпохи нарастающей глобализации здравоохранения есть по крайней мере еще одна важная особенность. Это его определенная информированность по вопросам здравоохранения (информацию он получает из разных источников, но особенно через Интернет и СМИ), которая помогает ему делать осознанный выбор среди поставщиков медицинских услуг. Бóльшая информированность предоставляет ему возможность более эффективно выполнять роль партнера врача в процессе лечения.
Следует отметить также бóльшую, чем в предшествующее время, и все возрастающую осведомленность пациента о своих правах и о путях их реализации и защиты, вплоть до возможности обращения в соответствующие международные организации, например в Европейский суд по защите прав человека [1]. Такая осведомленность делает современного пациента более требовательным к качеству медицинских услуг и к условиям, в которых они предоставляются. А требовательность пациента служит важным стимулом для постоянного совершенствования работы систем, служб и специалистов здравоохранения во всех странах и на всех уровнях, что особенно важно в условиях, когда конкуренция в этой области под влиянием глобализации также становится глобальной.
Литература
1. Михайлова Х. Л. Международные и национальные стандарты при урегулировании споров в сфере предоставления медицинских услуг. Диссертация на присвоение ученой степени кандидата юридических наук. — М., 2009. — 157 с. [Электронный ресурс].
2. Cortinous A.A., Downey S., Closson T., Jadad A.R. Hospitals in a Globalized World: A View from Canada// Healthcare Papers. — 2003. — V. 4. — № 2. — Р. 14−32. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.longwoods.com/content/16 881
3. Medical Tourism. Consumers in Search of Value. — Washington: The Deloitte Center for Health Solutions, 2008. — 28 p.
4.Medical Tourism Statistics & Facts [Электронный ресурс].